+7 (916) 598-20-94

tk_kolomna@mail.ru

г. Коломна

проспект Кирова, д. 58Г, цокольный этаж

Коломенский туристский клуб "Ковчег"

Турклуб "Ковчег"

Лыжный поход по Тверской области (Селигер) – январь 2015 г.

ФинишНовый, как всегда, захватывающий, интересный и позитивный рассказ  о лыжном походе, который совершила группа коломенских туристов под руководством Передерия Александра Васильевича в новогодние праздники…

Про нас

Наша лыжная группа традиционно первой начинает туристский сезон в «Ковчеге» в новом году. Посудите сами: уже 1 января мы без сожаления оставляем оливье, елочные огоньки, «смехачей» на ТВ и отправляемся на Ленинградский вокзал. Или на Ярославский. Потому что наш поезд идет на СЕВЕР!

группа
группа

 

Прежде лыжня пролегала  по Архангельской области, по льду и берегам Ладоги, на Валдае, на Псковщине. На этот раз мы едем на Селигер. Ледовые поля  этого красивейшего озерного края влекут.

Из года в год сложилась дружная и душевная группа.

На этот раз Коломенский турклуб представляли трое: Передерий Александр, Макаркин Валерий (Егорыч!), Бурмистрова Лариса. Из Москвы (Зеленограда) – Тютюнов Александр. Скрепляет всю группу опытнейший турист из Ростова-Великого (что на Ярославщине) – Абрамов Валерий Александрович. У каждого в походе своя «специальность», в которой достигнуты определенный положительный уровень. Например: Валерий Александрович – профессиональный фотохудожник, к тому же и непререкаемый лоцман. Валерий Егорович: ставит палатку и налаживает печку с одного маха. А дежурит – мастер! Лариса – бард с 70-х годов, кладезь туристских песен.  Она, я и Саша Тютюнов «родом» из турклуба Рязанского радиоинститута «Альтаир». Вы догадались, что костяк группы – те, кому за….. Поэтому проблем в техническом, тактическом и прочих аспектах у нас не бывает. Приключения? Это – пожалуйста!

 

Выбор маршрута

Идея пойти на Селигер, высказанная Валерием Александровичем, понравилась всей группе сразу. Живописная цепочка озер, лесные берега, историческое прошлое, а также точки начала и окончания – мечта лыжного туриста.

Маршрут
Маршрут

Предполагалось начать из Волговерховья, села, отстоящего от самого Селигера километров в 20. А закончить выходом по льду озера на Нилову Пустынь, старинный монастырь с великолепными храмовыми постройками. Всего километров 50. Правда есть и ограничения – время традиционных Рождественских каникул (с 1 по 8 января), короткий световой день (много не пройдешь).

Огромное благо для нас – есть снег на Селигере! В отличие от прошлого пешего похода на Псковщину с тележками. А еще  нам памятен другой поход по льду озера – на Валаам по Ладожскому озеру. Так здорово ходить по ледяным полям!

 

Заброска

Несмотря на кажущуюся близость от Москвы,  заброска не очень простая. Поезд, с прицепными  вагонами «Москва-Осташков»,  № 084 ходит не каждый день. Именно 1 января его и не было. Пришлось ехать с пересадкой в Бологом, до которого добирались  на сидячем скором питерском поезде, ночным отправлением. Опасения по поводу запретов на провоз лыж и рюкзаков в поездах не подтвердились.

Местного поезда в 8.35 на Осташков пришлось ждать часа 3. Приятно было загрузиться в этот уютный составчик из трех вагонов, «братишку» нашего, Озерского. В 11.30 были уже в Осташкове, при дрянной слякостной погоде. Впечатление скрасил контактный и серьезный водитель микроавтобуса – Алексей. Знаток самого озера, его берегов и окрестностей, особенностей туризма в этих краях – оказался очень полезен. В местном универсаме закупились оставшейся частью продуктов (95%  от плановых показателей). 70 км до Волговерховья прошли под рассказы Алексея по дороге не очень и плохой. В заключение о трансфере – тел. Алексея  8 915 731 95 90.

 

Исток Волги

Место, откуда вытекает такая могучая к середине России река, действительно примечательно. Чем же? Само село и храмы местного женского монастыря св. Ольги – улеглись на холмах. Между ними и начинает свой путь наша Волга. Над самим истоком – часовенка, внутри которой и бьет ключик прозрачной чистоты. Местных жителей не видно, зато продавцы сувениров – на месте.

Оказалось, что из этого района вытекает еще  и Днепр. А чуть подалее – Западная Двина. Вот такая горка.

Начали движение по дороге на Селигер пешком. Сыро и слякостно, прямой путь – по дороге. Две предыдущие бессонные ночи (новогодняя и железнодорожная) давали о себе знать – долго не прошли. Встали на ночевку в прилежащем еловом лесу.

Постановка палатки, заготовка дров, традиционный настоящий борщ – все прошло на одном дыхании. Ночью дежурил Егорыч. «Ташкент», но приятный.

Второй день пути – пеше-лыжный

Селигер

Утро не порадовало – опять слякоть. Идем пешком друг за другом по обочине дороги, по которой на исток Волги проносятся джипы со всех регионов. Новогодние праздники – в разгаре. Устраиваем для автомобилистов своеобразный тест на дружелюбие и дружеское отношение к лыжным туристам.

Выглядит это так. Идущий впереди всех с огромным рюкзаком (на самом деле – не очень тяжелым!), тащит за собой саночки, а на себе еще и лыжи. При этом он бородатый. А еще он каждой машине приветственно, и как мне кажется, душевно, машет рукой в надежде на дружеский ответ.

Результат не радует. Из 10 машин только в двух заулыбались и помахали в ответ. Остальные восемь сделали «каменные морды» и не отреагировали. Правда, еще одна машина остановилась. В багажнике у молодой семьи – тоже лыжи. «Привет братьям лыжникам!» – поприветствовали мы.

Зато в трудных условиях мы преодолели практически весь путь до озера и встали, не доходя пару километров до Свапуще. Это большое село – уже на берегу Селигера.

Ночевка – такая же уютная. Правда,  дежурю у печки уже я. Принцип же такой. Подбрось дровишек и можешь спать. Когда замерзнешь – подкинь еще. И так всю ночь.

Наутро добрые и тактичные товарищи сказали, не глядя мне в глаза,  – «было несколько прохладнее, чем у Егорыча!».

 

Третий  день пути – на лед не выйти

Добравшись уже на лыжах по свежее выпавшему снегу на берег Селигера в селе Свапуще, были разочарованы. Разведка, предпринятая Александровичем и мною, выявила  неприятный сюрприз. Под слоем снега на льду – вода! Подлип…

Некоторые нездоровья предложения группы были решительно пресечены лоцманом Валерием Александровичем – «Идем берегом! Левым!». И пошли, встав за околицей на лыжи. Морозец вернулся на Тверскую землю, лыжи скользили чудесно. Правда,  в этом районе берег озера изрезан увалами, тягуны сменяются спусками.  Само озеро то проглядывается за деревьями и селами, то прячется за горами.

В селе Залучье встреча с местными придала нашему движению новый смысл. Посреди пустынного села прямо на нашей дороге сидела огромная собака и недобро смотрела. По  нашему приближению она залаяла, из соседней калитки вышла видимо единственная жительница. Это была уже в возрасте бабушка. Узнав, что мы идем на Нилову пустынь, она сказала – «Негодно идете!». На наш законный вопрос она посоветовала вернуться назад в Свапуще, потом в Осташков. А там уже и пустынь рядом.

Щас спою

Не послушали. Пошли дальше, в сумерках уже встали на ночевку. Рядом с селом Березовый Рядок.

Ночевка прошла опять уютно. Диодный светильник под шатром палатки создает уют и покой. Отличилась бригада продовольственной службы (завхоз, и мой заместитель и повар – Лариса). Был обещан суп с рыбными тефтелями. Народ воодушевился, постановка лагеря ускорилась. В ее ходе нами была объявлено небольшое уточнение – «тефтели будут ленивые!». Туристы поверили и продолжали пилить  и колоть дрова.

Когда же в подставленные миски был разлит обещанный суп, ложки там тефтелей не нащупали. На законный вопрос о них, дежурные бодро ответили, что предупреждали про ленивый характер тефтелей. «Т.е. мы ПОЛЕНИЛИСЬ их лепить!  Поэтому – ленивые. Забросили все продукты в отдельности». Тем не менее,  суп был съеден. Весь.

 

Четвертый  день пути – идем по льду, как Роберт Скотт.

Прошли часа два по лесной дороге и  в районе деревни Картунь вышли на лед. Мороз, солнце, свежий северный ветер. Просторы озера, снежная равнина. И – …. подлип! Даже в сильный мороз вода стоит надо льдом. Часть упорных (Саша Тютюнов) пошли на лыжах. Я же немного отстал от товарищей, тащась пешком по проваливающемуся насту. Благо у всех нас бахилы на резиновом ходу.

Через некоторое время понял, что дальше идти  не могу. Каждый шаг давался с огромным трудом. С тоской глядя на товарищей впереди, вспомнил про гибель экспедиции Роберта Скотта в Антарктике. Они тоже тащили саночки…

Выбившись из сил,  решил посмотреть назад. «Эге!» – сказал я себе, увидев,  что под мои пластиковые саночки прилипла куча снега. Он утрамбовался и на деле я тащил огромный ком снега за собой. Почистил полозья, привязал лыжи-бездельники к саням и двинулся снова. Уже быстрее и легче. А там и ребята, которые встретили по дружески –«Завхоз! Такой и сякой – где перекус?» Поели.

По льду

Местные рыбаки, сидящие там и тут на озере, посоветовали опасаться промоин от родников под правым берегом: – «мы уже купнулись». На этой ноте мы быстро выбрали место для ночевки на небольшой терраске, над озером. Видно, что это летняя стоянка рыбаков или байдарочников. Сосновый лес очень красив, только  сушины далеко. Но дружная работа – и все готово к ужину и ночевке. К утру мороз усилился (градусов 24),  небо прояснело до звезд. Очень красиво!

 

Пятый   день пути – лед и Хачин

С утра пошли по «путикам». Это следы от снегоходов, которые здесь шастают не переставая. Именно эти накатанные пути  и подмерзли, в отличие от целины, где в такой-то мороз вода под снегом.

Идем шустро, поглядывая на рыбаков. Озабоченно бегая от лунки к лунки, они часто вытягивают мелких окунишек. Многие укрываются от студеного ветра в палатках. А некоторые, ближе к берегу, заехали прямо на машинах. Понадеявшись на лед.

Вышли к острову Хачин. Можно было обойти его западнее по льду. Но выбрали романтичный путь по острову и не ошиблись.

Дорога вилась по лесам и холмам, засыпанным снегом. Вывела в село Волоховщина. Обилие автомобильной техники и тракторов времен социализма поразило.  Да и по самой деревни сновали авто и снегоходы. Откуда? По льду, догадались мы.

А еще Егорыч, глядя в навигатор лоцмана законно спросил – «Александрович!  А чего это такого крюка заложили?» Ответ был прост – это  село такое,  типа «Лоховщина!».

Перекус с чаем из термосов и прочими вкусностями примирил нас с этой дорогой. На берег Селигера выскочили налетом, скользя по наезженной снегоходами дороге.

Вот и Нилова Пустынь, напротив,  отсвечивает заходящее солнце на своих куполах. Красотища!

Вечер в монастыре

А потом была монастырская гостиница по благословению отца-эконома, монастырская трапезная с чаем. Множество паломников, ночная служба, экскурсия утром с подъемом на  колокольню. Оттуда весь Селигер – до горизонта!

Запомнилась Рождественская у трапеза в гостинице. С утра  были добыты молочные продукты с фермы монастыря: сметана, как масло, сливки, как сметана. А творог!

Выброска из Ниловой пустыни в Осташков обеспечена знакомым Алексеем.

Традиционный вечер в плацкартном поезде, с дружеским ужином (только здесь – немного вольным) перешел в согласное пение под гитару Ларисы.

Уже часов в 12 робкая проводница спросила: – «а можно потише?».

Ленинградский вокзал, еще пустынный в четыре утра, расставание с Александровичем, которые уходит на Ярославский. Маршрут пройден.

 

Один ответ

  1. Замечательно! Мне всё понравилось. Если будет возможность, в этом году пройдём с товарищем похожим маршрутом. Только налегке, без палаток и спальников от Осташкова до Свапуще и на след. день от оз. Серемо до Пено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Турклуб "Ковчег"

г. Коломна

проспект Кирова, д. 58Г, цокольный этаж