+7 (916) 598-20-94

tk_kolomna@mail.ru

г. Коломна

проспект Кирова, д. 58Г, цокольный этаж

Коломенский туристский клуб "Ковчег"

Турклуб "Ковчег"

Лекция 1 «Лыжи и крепления для лыжного похода»

1. Цель лекции:
1.1. Поделиться опытом использования разных лыж в походах с учетом погодных условий
1.2. Научить готовить лыжи к походу
1.3. Порекомендовать места приобретения лыж и креплений

2. Желаемый результат лекции:
2.1. Отработанное задание по теме лекции (личный отчет или присланное письмо)
2.2. Приобретение и подготовка лыж к походу

3. Краткий конспект лекции
3.1. Вводная часть про необходимость лыж в лыжном походе
3.2. Разные типы лыж и опыт их использования в разных условиях
3.2.1. «Бескиды».
3.2.2. «Турист», они же «Армейские»
3.2.3. «Лесные»
3.2.4. «Карху»
3.2.5. «Горнолыжные»
3.2.6. «Ладога Марпетти»
3.2.7. Буржуйские лыжи типа ски-тур
3.3. Крепления и их установка
3.3.1. «Азимут» разных заводов
3.3.2. Способ установки, подпятник
3.3.3. Начальная подготовка ремня
3.4. Лыжные палки
3.4.1. Выбор палок и колец
3.4.2. Ремонт палок в походе
3.5. Подготовка и упаковка лыж
3.5.1. Чехол на лыжи
3.5.2. Упаковка лыж
3.6. Ремонт лыж и креплений в походе
3.7. Смазка лыж и другие способы борьбы с подлипом и отдачей

4. Вводная часть
4.1. Как правило, в лыжном походе лыжи нужны. Правда, зачастую на маршруте приходится идти и пешком:
• Идем по дороге с поезда или на автобус. Особенно – если дорога заледенелая или усыпана песком с мелкими камешками –  жаль зря портить  пластиковое покрытие или деревянную поверхность скольжения.
• Лезем по слишком крутому склону или спускаемся с него
• Собрались в лыжный поход, а снега — нет
4.2. Абсолютно правильного ответа на вопрос: «Какие же лыжи лучше для похода?» — не существует. Почему? Успех тех или иных лыж (деревянных или пластиковых, широких или узких, коротких или длинных) зависит от совокупности многих факторов. Вот небольшой перечень наиболее значимых условий применения лыж в конкретном походе:
• Маршрут предполагается в разгар обильной снегом зимы (январь – февраль) в средней полосе России с устойчивыми морозами. Лучше всего сработают широкие деревянные лыжи типа «Лесные». Тропить на них легче, они не так проваливаются в снег.
• Ожидается теплая (около 0?С или небольшой мороз минус 2-3?С) погода – жди подлипа, с которым лучше справятся лыжи с пластиковым покрытием и насечкой («Горные» или «Карху»)
• Идем на Север, где ожидается хороший наст в марте (Хибины или озера) – подойдут с кантом «Бескиды», «Карху».
• По плотному снегу озер (Ладога) хорошо идут «Ладога – Марпетти», или «Турист», которые тоже сейчас делают с пластиковым покрытием.
• Собираемся в поход выходного дня, можно и на «Армейских» или деревянных «Туристах», и даже на беговых (при наличии в группе туристов с нормальными лыжами, которые будут тропить)
• В походе много участков по лесу – пригодятся короткие лыжи, чтобы лавировать среди поваленных деревьев и в кустарнике.

5.1.»Бескиды».

Бескиды

Бескиды

Скользящая поверхность Бескидов

Скользящая поверхность Бескидов

5.1.1. «Бескиды», «Тисса» они же «Мукачи» на туристском слэнге, — заслуженные лыжи-ветераны, на которых туристы прежних поколений прошли множество самых разных маршрутов по всему Советскому Союзу и любой сложности. К великому сожалению, Мукачевская лыжная фабрика ( западная Украина) прекратила их выпуск еще в 90-х годах прошлого века. При некоторых недостатках лыжи эти обладают неоспоримыми преимуществами по сравнению с лыжами большинства других марок и типов. Оптимальная ширина и  возможность подобрать нужную длину, качественное исполнение из слоеных твердых лиственных пород древесины, относительно небольшая цена,  а, главное, надежный металлический мультикант (из множества отрезков специального стального профиля) делали эти лыжи «номером 1″ для подавляющего большинства туристов-лыжников. И к тому же отличная «живучесть», особенно в хороших хозяйских руках, продлила их дееспособность и до наших дней, так что, если повезет — эти лыжи стоит приобрести  и с рук. Если упомянуть недостатки, то это повышенный вес (по сравнению с неокантованными, что, разумеется, оправдано) и подверженность подлипу как у любых деревянных лыж.

5.1.2. Подготовка к походу заключается в очередной  просмолке скользящей поверхности. Но перед этим следует тщательно осмотреть лыжи на предмет выявления трещин, сколов и других повреждений, все аккуратно зачистить, если надо закрепить возможные отслоения, трещины и другие нарушения  с помощью эпоксидной смолы с последующим поджатием и суточной выдержкой в этом состоянии, отшлифовать неровности. Подтянуть шурупы лыжных креплений, можно с применением той же эпоксидки,  и обязательно «пройтись» отвёрткой по всем шурупам крепления мультикантов, надежно подтянув их отверткой.

Информация для настойчивых. Кировская лыжная фабрика «Маяк» в 2010 году выпустила пробную партию лыж «Бескид» по технологии Мукачево. Небольшая часть была отправлена «на пробу» свердловским туристам, остальное — в Питер. На чем дело кончилось — непонятно. На сайте http://www.pk-mayak.ru можно найти информацию о фабрике, в том числе фото этих лыж во всей красе, контакты и форум, где желающие могут высказать пожелания и задать вопросы.

5.1.3. Особенности эксплуатации в походе. Ввиду редкости лыж, прежде всего, их надо беречь, т.е. перевозить в чехле (смотри п.5.8 лекции)! От подлипа, который бывает на свежем снегу, как правило, в диапазоне температур от -2 до +2 град. С, спасаются обычно натиранием скользящей поверхности свечкой, правда, это ненадолго. Если не позаботиться о надежности установки шурупов креплений и кантов до похода, то регулярно следить за этим и подтягивать шурупы придется в походе.

2. «Турист», они же «Армейские»
5.2.1. Самые доступные и недорогие лыжи характеризуются, как правило, большой длиной (около 210 см) и незамысловатостью конструкции. Металлический кант отсутствует, поэтому после первого (второго) похода канты лыж округляются и на жестких склонах соскальзывают.

5.2.2. Обязательная часть подготовки «Туристов» — смоление. Технология ее следующая. Возможны несколько вариантов этого процесса:  на кухне, в гараже и прочих местах. На кухне — практичный вариант, но сильно беспокоит членов семьи туристов своим запахом, так приятным для самого туриста. Нужно подготовить стол, рядом с газовой плитой. Лучше подстелить на стол и вокруг него массу старых газет, во избежание попадания смолы. Саму смолу продают в спортивных магазинах (лучше в специализированных лыжных) в тюбиках или в жидком виде в бутылочках. На одну пару лыж хватит с запасом 1-2 тюбиков. Берем первую лыжу и прогреваем ее над горящей газовой горелкой, проводя поверхность лыжи над огнем на высоте 15-20 см (определяется опытным путем). Главное – чтобы не было подпалов на деревянной поверхности. Если кухня небольшая, то лыжу переворачиваем – с конька или задника. После прогрева лыжу кладем на стол и наносим смолу из тюбика, размазывая ее по скользящей поверхности, например, пластиковым строительным шпателем. Лучше в перчатках начинаем прогревать поверхность лыжи с нанесенной смолой над огнем. При этом смола должна впитываться в дерево, но не пузырится от перегрева. Процесс неспешный, движения над огнем – поступательно-возвратные (туда-сюда) на участке до 20-30 см, потом нагрев переносим на следующий участок. Критерий окончания нагрева – подсыхание смолы на лыже. Если грели-грели, а смола остается – нужно убрать ее излишек тем же шпателем или тряпкой. Таким образом, смолится вся лыжа. Потом, то же самое делаем и со второй. Готовые лыжи оставляем подсыхать до утра на столе. Корифеи лыжного туризма советуют повторить процедуру несколько раз. Еще один вариант – летом на солнце нанести смолу и оставить высыхать лыжи самостоятельно. И так тоже несколько раз. Тем не менее, опыт показывает, что «настоящий» лыжный турист начинает смолить лыжи за день до поезда!

5.2.3. Смоление лыж в гараже с помощью газовой горелки или паяльной лампы.  Собственно, особых отличий в процедуре смоления в гараже и на кухне нет. Вместо газовой плиты здесь паяльная лампа или портативная газовая горелка, работающая от баллончика. Это, кстати, удобнее, чем на кухонной плите, следует только соблюдать пожарную безопасность, так как в некоторых гаражах бывает трудно повернуться из-за захламленности. Лучше смолить все же снаружи,  рядом с гаражом, но при условии безветренной погоды. Лыжи можно прислонить к стене или воротам в вертикальном положении. Сначала шкуркой потереть скользящие поверхности лыж, загладив возможные неровности и задиры, затем пройтись пламенем по поверхности для просушки и прогрева перед нанесением смолы. Прогрев делается по максимуму, но не допуская момента начала обугливания поверхности. Эту процедуру тоже желательно делать до наступления морозов, тогда легче выдавливать и наносить смолу да и неудобства зимней одежды будут отсутствовать, но… Смотри заключительную фразу предыдущего подпункта 5.2.2.

5.2.4. В последнее время «Туристы» поступают в продажу с пластиковой скользящей поверхностью при сохранении деревянной основы. Опыт использования — глава В. Макаркина

5.3. «Лесные»

Лесные

Лесные

5.3.1. Из рекламы: промысловые лыжи предназначены для охотников-промысловиков, лесников, туристов, рыбаков, геологов, нефтяников, энергетиков. Широкая основа позволяет их использовать на мало-указанной лыжне и свежем снегу. Отделка водостойкими и морозостойкими эмалями и лаками делает их прочными и надежными.
• Характеристики рост: 185, 195 см
• Вес пары: 185 см — 2400 г
• Ширина грузовой площадки: 90 мм
• Технологии: Пластина верхняя блочная из берёзы или строганый березовый шпон; Клин средний: берёза, хвоя или осина; пластина нижняя блочная из берёзы.
5.3.2. Лыжи «Лесные» могут пригодиться в походе выходного дня или несложном походе по средней части России. Особенно, в случае обильного снега, еще не улежавшегося. Тропить на них на порядок лучше, чем на Карху или беговых лыжах. Удобна и короткая «ростовка» «Лесных» на участках с заросшим лесом. Готовить их нужно также, как и деревянные «Туристы».

5.4. Лыжи пластиковые туристские KARHU с металлическим кантом

Karhu

Karhu

• Изготовлены по технологии CAP:  сердечник- дерево с воздушными каналами.
• Поставляются с насечкой и без насечки.
• Геометрия: 62/55/57мм 65/60/65мм
• Ростовки: 160, 175, 186, 190, 200см

5.4.1. До недавнего времени эти лыжи привлекали набором полезностей: пластиковая поверхность скольжения с насечкой, металлический кант, разная ростовка, небольшая цена. Правда, нынешняя стоимость возросла до 4000 рублей. Можно поискать и подешевле. Вместе с тем, опыт эксплуатации Карху показывает, что после 2-3 походов скользят гораздо хуже, верхняя защитная пленка откалывается.

5.5. Крепления и установка

крепления_Азимут

крепления_Азимут

5.5.1. В среде туристов-лыжников пользуются заслуженным авторитетом тросиковые крепления. Надеваются и снимаются они быстро. При падении в снег туристу освободиться от них просто. Они ремонтопригодны, хорошо фиксируют ногу, да и к тому же настраиваются на конкретный ботинок. Сегодня наиболее надежные крепления «Азимут» производства Екатеринбург. Одно время такие делал Харьков, но щечки у них были тонкие и ломались.
5.5.2. Крепления «Азимут» на лыжи нужно устанавливать только в комплекте с тем, ботинком, в котором вы собираетесь в поход. Да еще обязательно на ботинок должна быть надета бахила, которую вы одеваете на ботинок в походе.

5.5.3. Установка крепления (с учетом «левая» — «правая») начинается с определения физического центра лыжи (Рис. 1). Найденная ось физического центра маркируется

Рис. 1

Рис. 1

Рис. 1
5.5.4. Затем делаем отступ к носу лыжи на 20 мм и отмечаем ось приложения подъема лыжи. То есть, это место приложения усилия от ботинка к лыже. Иначе – центр ремешка. Отступ делают для того, чтобы при троплении подъем лыжи не приводил к «зарыванию» носка лыжи в снег. А наоборот – носок поднимался бы над настом.

Рис. 2

Рис. 2

Рис. 2
5.5.5. Теперь совмещаем скобу крепления по оси ремешка с вновь нанесенной линией приложения усилия подъема, вставляем в свободно лежащую на лыже скобу ботинок, вместе с бахилой, и центруем этот комплект на лыже. Обращаем внимание на то, чтобы задник бахилы лежал посередине лыжи (Рис.3).

Рис. 3

Рис. 3

Рис. 3
Как только центровка завершена, нужно промаркировать это оптимальное положение скобы крепления. Убрать ботинок с бахилой и наметить места крепления саморезов. Кстати, лучше заводские шурупы заменить на другие, с более четким крестом и чуть большим диаметром. Длина самореза должна быть такой, чтобы он не доходил до скользящей поверхности не менее 5 мм. Отверстие под первый саморез просверливаем осторожно (не пройти насквозь!) диаметром 1-2 мм. Вворачиваем первый саморез и еще раз проверяем центровку крепления ботинка с бахилой относительно лыжи. Если нормально – ставим остальные саморезы. Некоторые туристы при этом закручивают саморезы на суперклей. Поскольку крепления не симметричны полезно отметить носок лыжи «П» и «Л», что очень облегчает жизнь лыжнику (Рис. 4).

Рис. 4

Рис. 4

Рис. 4
5.5.6. Далее крепим защелку пружины. Для этого в закрепленную скобу опять вставляем ботинок в бахиле и надеваем пружину, при этом заводим ее в ограничители на скобе. Собачку, в которую вставляется пружина, выгоняем на болте в середину регулировки. Положение закрытой защелки и определяет места крепления защелки, чтобы была возможность регулировки натяжения пружины и изменения размера (при необходимости) ботинка (Рис. 5). Еще один полезный совет: прорези скобы, куда вставляется ремешок, лучше обработать надфилем, чтобы убрать острые кромки. Иначе они могут послужить причиной преждевременного порыва ремня. Это место можно укрыть изоляционной лентой. Обратите внимание – ремень можно заменить на более прочный (типа ремешка для собак).

Рис. 5

Рис. 5

Рис. 5
5.5.7. Под пятку ботинка нужно прикрепить на маленькие саморезы резиновый подпятник или металлические скобочки (что хуже для резиновой галоши).

5.6. Палки для похода нужны алюминиевые, а не пластиковые. Обратите внимание на кольцо, которое тоже должно быть металлическим и не малого размера — сантиметров 9 — 11 в диаметре.  Применяемые в современных лыжных палках опорные элементы в виде всевозможных маленьких, легких,  пластиковых «лапок», «перьев», «крылышек»  и т. п.  совершенно не годятся в лыжном походе, так как не создают никакой опоры на глубоком и рыхлом снегу. Темляк (лента) поддерживающий руку на рукоятке палки, должен быть такой длины, чтобы захлестывать петлю вокруг руки с учетом надетой рукавицы..

5.7. Случаи, когда нужно беречь лыжи в походе:
5.7.1. При преодолении бревна, размеры которого не позволяют перешагнуть через него, – нужно первую лыжу поставить на бревно серединой лыжи, под ботинком. Потом перенести вес тела на эту ногу и затем стать на бревно второй лыжей, поддерживая равновесие, упираясь палками в снег. Далее осторожно делаем широкий шаг первой лыжей, стремясь вынести её  за бревно и перенося вес тела на палки, а затем на эту лыжу. Потом подтягиваем вторую лыжу.

5.7.2. При преодолении канавы или ямы (около метра шириной) первую ногу с лыжей  переносим по воздуху и ставим на противоположный край канавы, упираясь обеими палками о края канавы, затем осторожно перемещаем вес тела на эту лыжу, после чего подтягиваем вторую ногу с лыжей.
5.7.3. При крутом спуске бережемся резких перегибов поверхности,  куда «любят» втыкаться и затем  ломаться носки лыж.

Вообще-то перечисленные подпункты 5.7.1. — 5.7.3. напрямую относятся не к теме «случаи, когда нужно беречь лыжи», а к теме «преодоление препятствий  в лыжном походе», которую ещё предстоит подробно рассмотреть в последующих лекциях.
5.7.4. На привале или перекусе опасаемся своих же товарищей, старающихся в погоне за пайкой проехать или пройтись по носкам ваших лыж. Здесь лыжи лучше снять и поставить их вертикально в сторонке, воткнув в снег, если он глубокий и мягкий, или прислонив к дереву.
5.7.5. Резко втыкая лыжи в сугроб на стоянке можно повредить пластиковые или деревянные поверхности скольжения.

5.8. Для транспортировки лыж удобно использовать чехлы для лыж. Надежные и недорогие чехлы предлагает интернет-магазин —   http://www.karabin.su/. Зачастую в транспорте усердные контролеры требуют их наличия (по правилам). Кстати, по тем же правилам перевозка лыж в  любом общественном транспорте и в поездах осуществляется бесплатно.

Турклуб "Ковчег"

г. Коломна

проспект Кирова, д. 58Г, цокольный этаж