ОСЕТР, ЧЕЛН И СВЯТОЙ НИКОЛА ЗАРАЙСКИЙ
Коломенским клубом туристов “Ковчег” был организован сплав на древних челнах по реке Осётр. Читайте далее об этой необычной и красивой мини-экспедиции..
Тихое утро после ночной грозы. Остатки тумана спешат спрятаться на берегах, открывая встающее солнышко. Челн скользит по ничем не волнуемой воде Осетра и плавно покачивается с борта на борт, повинуясь гребкам. Мах веслом, гребок вдоль правого борта, «перышко» у кормы – наклон вправо. Весло в воздух, перевод его на нос – наклон влево. Я гребу, стоя на корме босиком и в портах, замоченных на очередном протаскивании судна вверх по порогу. Вербы по берегам слева и справа свисают ветвями к воде, обрамляя наш водный путь. Хотя мы идем против течения, кажется, что река вдали как бы понижается. Володя лежит на носу челна, свернувшись на швартовом конце. Над его головой в прозрачной «герме» закреплен образ Николы Корсунского. Повелитель волн осеняет наш водный путь. Мы неспешно беседуем и плывем…
Картина этого так ясно запечатлелась в душе! Прошло немало дней, мозоли на руках сходят понемногу. А ощущение необычности, память о встречах в пути, эмоциональности общения со спутниками – остается. Понимание того, что это и есть самое главное в походе, зачастую непонятно молодым.
Мы с друзьями много ходим по воде: плоты и байдарки, сколько маршрутов! Но после челна понимаешь разницу в ощущении на воде. Современные – хитроумные (если взглянуть из веков) конструкции «Тайменей» или надувное совершенство «Витязей». А тут – деревянное красивейшее судно с обводами, напоминающими женские (наблюдение Володи, с которым я не мог не согласиться!). Еще одна «изюминка» путешествия: уверен, что последние лет сто никто так по Осетру не ходил! Но обо всем по порядку.
По водной дороге
Наша экспедиция «Принесение образа Николы Корсунского в 1225 году в Рязанские земли» имеет очень романтичную и одновременно трагичную историческую основу. В ней переплелись прошлое и нынешнее, подобно струям замечательной речки Осетр, правого притока средней Оки.
Пришествие образа в сложное время на Русь совсем не случайно, как это может показаться (текст «Повести о принесении образа Николы Заразского из Корсуни» приводится отдельно). Почему этот красивейший образ святителя из Мир Ликийских пожелал творить чудеса именно в Рязанской земле, да еще в те времена? Нам, нынешним московитам, несколько странно осознать те времена. Великое княжество Рязанское ничем не уступало Владимирскому (о Московском еще и речи не было!).
Совсем недавно, по тем временам, в 1223 году, русское войско было разгромлено монголо-татарами на Калке. А в недалеком будущем (1237 год) Рязанское княжество первым подвергнется удару Батыевых войск. Героический удел при этом был определен именно князю Федору из будущего Зарайска, который и принял из рук Евстафия образ Николы Корсунского. И путь самого Евстафия (греческого священника, принесшего образ из Корсуни, близ нынешнего Севастополя) тоже имеет промысел. В Великом Новгороде его встречал будущий великий князь Александр Невский. Но это – исторические предпосылки для экспедиции. Вопрос в другом: почему мы решили повторить путь Евстафия именно по воде?
Есть несколько соображений в пользу «водной» версии Евстафия. В начале XIII века (по мнению и профессора Ю.Б. Мазурова) границы Рязанского и Владимирского княжества проходили по р. Мерска (ныне – Нерская), где сейчас располагается Воскресенский район. В летописях несколько событий «привязаны» к устью Нерской на реке Москве. А у самого будущего Зарайска князь Федор встретил образ именно у реки, на Белом колодце. Почему бы не наверху, на высоких берегах, на предполагаемой сухопутной дороге из Коломны? По мнению многих историков, наши предки в те века активно использовали именно водные пути. Вывод напрашивается: Евстафий, его жена Феодосия, сын Астафий и образ Николы Корсунского плыли по воде! Если так – то на чем мы повезем Николу? Не на байдарке же! Мы собрались хоть часть пути – по Осетру – пройти «как раньше».
Челны родом из истории
Средство для осуществления экспедиции у нас было самое, что ни наесть аутентичное средство – дединовский челн! Причем, не «реплику», т.е. сделанную внове по утерянным чертежам и по рисункам в летописях. А произведение народного промысла, который НЕ ПРЕРЫВАЛСЯ с XII века!
Это замечательное творение русских плотников! Составная конструкция челна позволяет резать его из вербы, при этом он имеет идеальные обводы, устойчивость, ходкость на воде. Его описание можно прочесть в статье дединовского краеведа Сергея Александровича Кочеткова (приводится). Если вкратце: согласно историческим данным, искусство строить не однодеревки-долбленки, а составные челны пришло на берега Оки с Новгородских земель при царе Иоанне Васильевиче III. Еще недавно их умел строить каждый дединовский хозяин для охоты и рыбалки. Беда в том, что ныне остался лишь один мастер – Виктор Николаевич Пивоваров, житель хутора Лисьи Норы близ Дединово. Два таких челна он построил для нашего коломенско-зарайского сообщества. На борту – два человека, для подмены. Гребут на челне стоя, с одной стороны. При этом, в конце гребка пером длинного весла делают легкое движение, выравнивая уход носа челна. Этот прием и называют «перышком». Технику гребли можно освоить минут за двадцать. Проще туристу-воднику благодаря приобретенному чувству воды. Однако, некоторым новичкам это не удается. Челн, как упрямый скакун, виляет влево и вправо, втыкаясь в берега. Так что средство для исторической реконструкции у нас самое настоящее!
Отсюда еще одна цель экспедиции – всячески пропагандировать дединовские челны.
Путешествие в лицах
Еще в 2013 году мы провели пробный сплав на челнах по реке Ройка (Цна), левому притоку Оки, в районе Дединово. Тогда они показали прекрасные ходовые качества. В том походе нас активно поддержали ребята – реконструкторы из Каширского клуба «Штурм». В образе древних новгородцев мы тогда поразили всю округу.
И теперь каширцы Василий и Татьяна (молодая семья) с радостью откликнулись на предложение поучаствовать в экспедиции. Про средневековые рубахи, «поршни» (обувь такая у славян), костяные иглы и прочие премудрости старины ребята готовы рассказывать увлеченно и со знанием дела.
Очень душевно присоединился Володя Мещеряков, мой товарищ по Рязанскому радиотехническому институту. А еще он носитель громадного опыта путешествий, потому что – «снежный барс»! То есть бывалый альпинист, и его навыки не унывать и находить оптимальные решения на сплаве очень пригодились.
Предыдущий поход показал полезность сопровождения челнов байдарками. Пусть немного не как в двенадцатом веке, но для подмены экипажа и создания группы перетаскивания тяжелого челна вверх по порогам байдарки нужны. И конечно, опытный байдарочник. С готовностью эту ношу взял на себя Володя Макаркин со своим «Вьюном». В первый день с нами шел Александр Данилович Иосипенко, фотограф и путешественник из Луховиц. Благодаря ему экспедиция получила фоторепортаж. Тем более, что мы шли «в образе», с опорой на каширских реконструкторов, то есть в соответствующих одежде и обуви.
Еще одно важнейшее звено в экспедиции – Михаил Гришин из Рожново. Со своей «Газелью» он полностью обеспечил транспорт и тыл. На его грузовичке мы перебрасывали лагерное оборудование. В условленном месте нас ждал талантливо и заботливо приготовленный ужин. Все настолько полюбили нашего завхоза, что я и не удивился, услышав от Тани и Василия обращение «Мишаня!» к нему. А ведь так его зовут только в Рожново.
Кроме собственно технической стороны (как пойдет челн против течения), мы ставили и духовную цель. Часть пути, проделанного Евстафием в 1225 году, мы должны были пройти опять с образом Николы Корсунского. Для того, что еще и еще раз рассказывать людям на маршруте об этой величайшей святыне. В этом нас благословил и поддерживал протоиерей Михаил Сокрутов, настоятель Успенского храма в Рожново. Стартовали в Берхино, где вовсю строится новый мост.
Никола — зримый и помогающий
Непросто рассказать о святом Николе Зарайском как участнике путешествия. Действительно – участнике. Попробую донести как свои чувства, так и реальные проявления его помощи.
Начать можно со старинной фрески, на которой святой спасает на море купцов. Всмотритесь внимательно. Святой на корме челна управляет одним (!) веслом. И само судно похоже на наше. Поэтому неудивительно, что перед стартом отец Михаил служил молебен именно у святого источника Николы Мирликийского, под Городной. Кстати, иточник – тоже на берегу Осетра! А чему посвящен храм в самой Городне? Святому Николаю Мирликийскому.
На всем пути нам попадалась помощь именно тогда, когда она требовалась. На Ильясовском пороге поток такой сильный, что сбивает с ног. Местные отдыхающие с готовностью помогли нам тащить вверх против струи деревянный челн.
Укрытый в герметичном боксе на носу челна святой терпеливо переносил «старания» начинающих гребцов «причесать» экипаж прибрежными кустами.
«Володя! Береги батюшку!» – команда не раз звучала на реке. На ночь икона устраивалась в палатке. При свете фонарика помолиться, устроиться на коврике рядом и … коснуться Николы – какое блаженство!
Так в 2014 году мы шли крестным ходом с иконой Сергия Радонежского из Коломны в Рязань. После того, как ты сам понесешь носилки с образом, он становится родным. Каждый раз в Иоанно-Предтеченском храме Зарайского кремля (где он имеет свое место пребывания) прикладываешься к преподобному, как к родному.
На третий день мы остались в экспедиции вдвоем с Володей Мещеряковым на челне. Остальные ребята (и байдарки) закончили пораньше из-за работы. Но зная из многократных предыдущих походов по Осетру про «непроход» моста у деревни Овечкино, они беспокоились: как мы вдвоем перетащим челн?
У меня же было полное спокойствие: Никола поможет! Так и случилось. Преодолевая сильное течение и встречный ветер, мы с Володей догребли до Овечкина. Прошлепав по мелководью, подтащили тяжелое судно к берегу.
Глядь – с правого берега к мосту ковыляет колесный трактор в сопровождении мотоциклиста. Мужики (не очень трезвые) с готовностью взялись помочь. Однако, и вчетвером тащить челн по камням нелегко. На этот случай (?) тут же лежали брошенные сиденья от авто. Подкладывая их как катки, и перетаскивая их по мере освобождения из под днища челна, мы вчетвером легко сбросились выше по течению. Повезло?!
А вот подплываем к Белому колодцу. На крутом берегу – Миша с «Газелью». Всё. Втроем не вытащить наверх под погрузку. Исторически неверное предложение – тащить челн грузовичком было отвергнуто. Что делать? А тут и появились мужики у источника. Деловитые и правильные. Все вместе затащили и погрузили челн в «Газель», как перышко.
Встречные и поперечные
Помня о духовной стороне экспедиции, а также представляя дединовский челн как явление русского промысла, мы оценивали реакцию туристов и отдыхающих на наше появление. Такой тест социологический. Результаты озадачили.
Для начала поразило отношение проплывающих туристов на байдарках. Процентов девяносто никакого интереса не проявили. «Каждый день челны тут плавают, что ли?» – предположили мы. «Как в Венеции! Это евреи плывут!» – самые безобидные версии. Правда, были и искренне интересующиеся. Остановились на сплаве и пришвартовались к борту челна только две байдарки.
Мы не тушевались. Всем говорили: «Здравствуйте! Это – дединовский челн, мы – историческая реконструкция принесения Николы Корсунского в Рязанские земли!». Были и примеры поистине теплого участия. Так, когда мы проходили село Ратькино, нас окликнул молодой парень, расспросил. Через двадцать минут он догнал нас на лодке, передал благословение благочинного Зарайского округа отца Петра, с которым он успел созвониться.
А еще на ночевке у Радушино, когда мы уже залезли в палатку, снаружи нас позвали. Супружеская пара из деревни, прослышав про экспедицию (откуда?), пришла познакомиться с челном. Рассказали мы все в красках, а гости слушали и сетовали на недостаток информации про нашу экспедицию. Так что часть задачи мы выполнили.
Рязанцы помнят
«Рязанская» тема представляет особый интерес. Понятно, что Зарайская земля ранее принадлежала Рязанскому княжеству. И Никола «показал» Евстафию нести его в Рязанские земли. Подмосковный город Коломна, где базируется наш турклуб «Ковчег», тоже – исконно рязанский. Мы с Володей учились в Рязани и свято чтим свою причастность к этому особенному краю.
А вот проявление исторических корней и параллелей привлекло внимание. Мы приветствовали местных жителей, а их было множество по случаю жаркой погоды и выходных по берегам. Обращались к ним: «Привет Вам, Рязанские жители!». Так вот – никто не удивился такому обращению и не возразил, дескать, «мы – подмосковные!».
Вот она, историческая память!
«И… раз!»
В таких вот путешествиях или крестных ходах поражаешься еще одной особенности наших людей. Она связана с бескорыстной душевной помощью доброму делу. Может выразиться в пожелании успеха или в неожиданной помощи, о чем мы упоминали раньше.
В этот раз запомнились «котлеты Петровны». Ольга Петровна – помощник батюшки отца Михаила из Рожново, обаятельная, молодая и душевная женщина. На второй день среди участников экспедиции прошел слух, что «вечером Петровна привезет котлеты!». Не то, чтобы мы были голодными – Миша старался на славу. Но вот котлеты…
Мы уже поужинали, и хорошо, под селом Спас-Дощатый. Над долиной стемнело. Дальние купола Спасо-Преображенского храма виднелись на фоне звезд. Уже внутренне смирились с жизнью без котлет. Василий даже поиграл на гуслях, прихваченных для аутентичности, грустные мелодии.
И тут на склоне засветился фонарик Миши, который все-таки привел приехавших: Ольгу Петровну и Юлю. Они – после вечерней службы, в платьях и туфлях, да с котлетами – праздник! Мы были рады нашим знакомым благодетельницам, с которыми, к слову, не раз сплавлялись по Осетру. Разговоры, воспоминания, планы – пора и расставаться. Такие встречи – изюминки путешествия. А котлеты? Съели на завтрак.
«И… раз!!!» – волшебный русский рабочий возглас, который объединяет самых незнакомых мужиков. При этом тяжеленный челн летает как ласточка. А в душах самих мужиков теплится тихая радость (по глазам видно!) – помогли доброму делу. Откуда это? Ведь в школах этому не учат. Пока есть «И… раз!!!», такие вот мужики – живет еще наш народ!
Принесли!
Мы прошли Осетр (от Берхино до Зарайска) вверх по течению за три дня, из них полностью ходовых – два. Приобрели опыт хождения на челне. По спокойной воде он идет очень уверенно и ходко. Проблемы возникают при сильном встречном ветре. Тогда деревянное суденышко теряет скорость и способность управляться с одной стороны. Как правило, при этом его «сдувает» в кусты.
Еще одна трудность – сильное встречное течение. Например, на перекатах и быстринках. Тогда приходится либо толкаться веслом как шестом, либо слезать в воду и проводить челн. Володя освоил смешанную тактику хода «толкай-греби».
Вместе с тем, челн не подтекал, вода в нем появлялась либо с мокрых штанов, либо с весла. Удобно удалять воду губкой или пластиковой бутылкой, обрезанной специально под ковш.
Особенность хода против течения – можешь видеть всех, кто идет навстречу! А это – самые разные компании и суда. Запомнилась семья, которая просто по воде плыла, придерживая перед собой надувной матрас.
Завершая экспедицию, участники пришли к двум главным выводам:
- Идея духовных походов или крестных ходов в Зарайск – необходима. Ее нужно развивать, причем разными способами.
- На челнах ходить можно, а по течению – будет просто песня! Дединовский челн – устойчивый, быстрый, очень красивый и удобный. На них нужно ходить, их нужно показывать.
Один ответ
Жарким летом 2016 мы решили опробовать новый (для себя) вид сплава по реке – в одних плавках и ластах. Одежду, обувь и воду положили на матрас, и отправились от Аргуновского переката до Бебихово. Полное единение с водной стихией, свобода от лодок, вёсел и прочих лишних вещей. Спас-Дощатый, Синичка и вдруг – из-за острова на стрежень, из Макаровских глубин – посреди реки стоит благообразный старец в домотканной холщовой рубахе отгребает веслом, аки древнерусский гондольер. Когда подплыли ближе, прониклись. Натуральный челн, на носу икона. Только две байдарки сопровождения заставили поверить в реальность происходящего. Разговорились. Осознали масштаб замысла – повторить путь Иконы спустя 800 лет. Как раз перед этим были в Зарайском кремле, слушали историю, как Господь заставил Николу проделать путь от Севастополя до Рязанской губернии. Благоговение и трепет, удивление и восхищение, осознание круговорота бытия, великой Русской духовности… Много раз потом рассказывали всем друзьям об этой удивительной встрече, об умельцах, сквозь столетия несущих память предков.