+7 (916) 598-20-94

tk_kolomna@mail.ru

г. Коломна

проспект Кирова, д. 58Г, цокольный этаж

Коломенский туристский клуб "Ковчег"

Турклуб "Ковчег"

ОСЕТР, ЧЕЛН И СВЯТОЙ НИКОЛА ЗАРАЙСКИЙ

На челнах по Осетру
На челнах по Осетру

 ОСЕТР, ЧЕЛН И СВЯТОЙ НИКОЛА ЗАРАЙСКИЙ

 Коломенским клубом туристов “Ковчег” был организован сплав на древних челнах по реке Осётр. Читайте далее об этой необычной и красивой мини-экспедиции..

Тихое утро после ночной грозы. Остатки тумана спешат спрятаться на берегах, открывая встающее солнышко. Челн скользит по ничем не волнуемой воде Осетра и плавно покачивается с борта на борт, повинуясь гребкам. Мах веслом, гребок вдоль правого борта, «перышко» у кормы – наклон вправо. Весло в воздух, перевод его на нос – наклон влево. Я гребу, стоя на корме босиком и в портах, замоченных на очередном протаскивании судна вверх по порогу. Вербы по берегам слева и справа свисают ветвями к воде, обрамляя наш водный путь. Хотя мы идем против течения, кажется, что река вдали как бы понижается. Володя лежит на носу челна,  свернувшись на швартовом конце. Над его головой в прозрачной «герме» закреплен образ Николы Корсунского. Повелитель волн осеняет наш водный путь. Мы неспешно беседуем и плывем… 

Никола Корсунский
Никола Корсунский

Картина этого так ясно запечатлелась в душе! Прошло немало дней, мозоли на руках сходят понемногу. А ощущение необычности, память о встречах в пути, эмоциональности общения со спутниками – остается. Понимание того, что это и есть самое главное в походе, зачастую непонятно молодым.

Мы с друзьями много ходим по воде: плоты и байдарки, сколько маршрутов! Но после челна понимаешь разницу в ощущении на воде.   Современные  – хитроумные (если взглянуть из веков) конструкции «Тайменей» или надувное совершенство «Витязей». А тут – деревянное красивейшее судно с обводами, напоминающими женские (наблюдение Володи, с которым я не мог не согласиться!). Еще одна «изюминка» путешествия: уверен, что последние лет сто никто так по Осетру не ходил! Но обо всем по порядку.

 

По водной дороге

Наша экспедиция «Принесение образа Николы Корсунского в 1225 году в Рязанские земли» имеет очень романтичную и одновременно трагичную историческую основу. В ней переплелись прошлое и нынешнее, подобно струям замечательной речки Осетр, правого притока средней Оки.

Пришествие образа в сложное время на Русь совсем не случайно, как это может показаться (текст «Повести о принесении образа Николы Заразского из Корсуни» приводится отдельно). Почему этот красивейший образ святителя из Мир Ликийских пожелал творить чудеса именно в Рязанской земле, да еще в те времена? Нам, нынешним московитам, несколько странно осознать те времена. Великое княжество Рязанское ничем не уступало Владимирскому (о Московском еще и речи не было!).

На челнах
На челнах

Совсем недавно, по тем временам, в 1223 году, русское войско было разгромлено монголо-татарами на Калке. А в недалеком будущем (1237 год) Рязанское княжество первым подвергнется удару Батыевых войск. Героический удел при этом был определен именно князю Федору из будущего Зарайска, который и принял из рук Евстафия образ Николы Корсунского. И путь самого Евстафия (греческого священника, принесшего образ из Корсуни, близ нынешнего Севастополя) тоже имеет промысел. В Великом Новгороде его встречал будущий великий князь Александр Невский. Но это – исторические предпосылки для экспедиции. Вопрос в другом: почему мы решили повторить путь Евстафия именно по воде?

Есть несколько соображений в пользу «водной» версии Евстафия. В начале XIII века (по мнению и профессора Ю.Б. Мазурова) границы Рязанского и Владимирского княжества проходили по р. Мерска (ныне – Нерская), где сейчас располагается Воскресенский район. В летописях несколько событий «привязаны» к устью Нерской на реке Москве. А у самого будущего Зарайска князь Федор встретил образ именно у реки, на Белом колодце. Почему бы не наверху, на высоких берегах, на предполагаемой сухопутной дороге из Коломны? По мнению многих историков, наши предки в те века активно использовали именно водные пути. Вывод напрашивается: Евстафий, его жена Феодосия, сын Астафий и образ Николы Корсунского плыли по воде! Если так – то на чем мы повезем Николу? Не на байдарке же! Мы собрались хоть часть пути – по Осетру – пройти «как раньше».

Картина
Картина

 

Челны родом из истории

Средство для осуществления экспедиции у  нас было самое, что ни наесть аутентичное  средство – дединовский челн! Причем, не «реплику», т.е. сделанную внове по утерянным чертежам и по рисункам в летописях. А произведение народного промысла, который  НЕ ПРЕРЫВАЛСЯ с XII века!

Это замечательное творение русских плотников! Составная конструкция челна позволяет резать его из вербы, при этом он имеет идеальные обводы, устойчивость, ходкость на воде. Его описание можно прочесть в статье дединовского краеведа Сергея Александровича Кочеткова (приводится). Если вкратце: согласно историческим данным, искусство строить не однодеревки-долбленки, а составные челны пришло на берега Оки с Новгородских земель при царе Иоанне Васильевиче III. Еще недавно их умел строить каждый дединовский хозяин для охоты и рыбалки. Беда в том, что ныне остался лишь один мастер – Виктор Николаевич Пивоваров, житель хутора Лисьи Норы близ Дединово. Два таких челна он построил для нашего коломенско-зарайского сообщества. На борту – два человека, для подмены. Гребут на челне стоя, с одной стороны. При этом, в конце гребка пером длинного весла делают легкое движение, выравнивая уход носа челна. Этот прием и называют «перышком». Технику гребли можно освоить минут за двадцать. Проще туристу-воднику благодаря приобретенному чувству воды. Однако, некоторым новичкам это не удается. Челн, как упрямый скакун, виляет влево и вправо, втыкаясь в берега. Так что средство для исторической реконструкции у нас самое настоящее!

Отсюда еще одна цель экспедиции – всячески пропагандировать дединовские челны.

 

Путешествие в лицах

Еще в 2013 году мы провели пробный сплав на челнах по реке Ройка (Цна), левому притоку Оки, в районе Дединово. Тогда они показали прекрасные ходовые качества. В том походе нас активно поддержали ребята – реконструкторы из Каширского клуба «Штурм». В образе древних новгородцев мы тогда поразили всю округу.

И теперь каширцы Василий и Татьяна (молодая семья) с радостью откликнулись на предложение поучаствовать в экспедиции. Про средневековые  рубахи, «поршни» (обувь такая у славян), костяные иглы и прочие премудрости старины ребята готовы рассказывать увлеченно и со знанием дела.

Очень душевно присоединился  Володя Мещеряков, мой товарищ по Рязанскому радиотехническому институту. А еще он носитель громадного опыта путешествий, потому что – «снежный барс»! То есть бывалый альпинист, и его навыки не унывать и находить оптимальные решения на сплаве очень пригодились.

По Осетру на челнах
По Осетру на челнах

Предыдущий поход показал полезность сопровождения челнов байдарками. Пусть немного не как в двенадцатом веке, но для подмены экипажа и создания группы перетаскивания тяжелого челна вверх по порогам байдарки нужны. И конечно, опытный байдарочник. С готовностью эту ношу взял на себя Володя Макаркин со своим «Вьюном». В первый день с нами шел Александр Данилович Иосипенко, фотограф и путешественник из Луховиц. Благодаря ему экспедиция получила фоторепортаж. Тем более, что мы шли «в образе», с опорой на каширских реконструкторов, то есть в соответствующих одежде и обуви.

Еще одно важнейшее звено в экспедиции – Михаил Гришин из Рожново. Со своей «Газелью» он полностью обеспечил транспорт и тыл. На его грузовичке мы перебрасывали лагерное оборудование. В условленном месте нас ждал талантливо и заботливо приготовленный ужин. Все настолько полюбили нашего завхоза, что я и не удивился, услышав от Тани и Василия обращение «Мишаня!» к нему. А ведь так его зовут только в Рожново.

Кроме собственно технической стороны (как пойдет челн против течения), мы ставили и духовную цель. Часть пути, проделанного Евстафием в 1225 году, мы должны были пройти опять с образом Николы Корсунского. Для того, что еще и еще раз рассказывать людям на маршруте об этой величайшей святыне. В этом нас благословил и поддерживал протоиерей Михаил Сокрутов, настоятель Успенского храма в Рожново. Стартовали в Берхино, где вовсю строится новый мост.

 

Никола — зримый и помогающий

Непросто рассказать о святом Николе Зарайском как участнике путешествия. Действительно – участнике. Попробую донести как свои чувства, так и реальные проявления его помощи.

Начать можно со старинной фрески, на которой святой спасает на море купцов. Всмотритесь внимательно. Святой на корме челна управляет одним (!) веслом. И само судно похоже на наше. Поэтому неудивительно, что перед стартом отец Михаил служил молебен именно  у святого источника Николы Мирликийского, под Городной. Кстати, иточник – тоже на берегу Осетра! А чему посвящен храм в самой Городне? Святому Николаю Мирликийскому.

отдых на челне
отдых на челне

На всем пути нам попадалась помощь именно тогда, когда она требовалась. На Ильясовском пороге поток такой сильный, что сбивает с ног. Местные отдыхающие с готовностью помогли нам тащить вверх против струи деревянный челн.

Укрытый в герметичном боксе на носу челна святой терпеливо переносил «старания» начинающих гребцов «причесать» экипаж прибрежными кустами.

«Володя! Береги батюшку!» – команда не раз звучала на реке. На ночь икона устраивалась в палатке. При свете фонарика помолиться, устроиться на коврике рядом и … коснуться Николы – какое блаженство!

Так в 2014 году мы шли крестным ходом с иконой Сергия Радонежского из Коломны в Рязань. После того, как ты сам понесешь носилки с образом, он становится родным. Каждый раз в Иоанно-Предтеченском храме Зарайского кремля (где он имеет свое место пребывания) прикладываешься к преподобному, как к родному.

На третий день мы остались в экспедиции вдвоем с Володей Мещеряковым на челне. Остальные ребята (и байдарки) закончили пораньше из-за работы. Но зная из многократных предыдущих походов по Осетру про «непроход» моста у деревни Овечкино, они беспокоились: как мы вдвоем перетащим челн?

У меня же было полное спокойствие: Никола поможет! Так и случилось. Преодолевая сильное течение и встречный ветер,  мы с Володей догребли до Овечкина. Прошлепав по мелководью, подтащили тяжелое судно к берегу.

Глядь – с правого берега к мосту ковыляет колесный трактор в сопровождении мотоциклиста. Мужики (не очень трезвые) с готовностью взялись помочь. Однако, и вчетвером тащить челн по камням нелегко. На этот случай (?) тут же лежали брошенные сиденья от авто. Подкладывая их как катки, и перетаскивая их по мере освобождения из под днища челна, мы вчетвером легко сбросились выше по течению. Повезло?!

А вот подплываем к Белому колодцу. На крутом берегу – Миша с «Газелью». Всё. Втроем не вытащить наверх под погрузку. Исторически неверное предложение – тащить челн грузовичком было отвергнуто. Что делать? А тут и появились мужики у источника. Деловитые и правильные.  Все вместе  затащили и погрузили челн в «Газель», как перышко.

 

на челнах
на челнах

Встречные и поперечные

Помня о духовной стороне экспедиции, а также представляя дединовский челн как явление русского промысла, мы оценивали реакцию туристов и отдыхающих на наше появление. Такой тест социологический. Результаты озадачили.

Для начала поразило отношение проплывающих туристов на байдарках. Процентов девяносто никакого интереса не проявили. «Каждый день челны тут плавают, что ли?» – предположили мы. «Как в Венеции! Это евреи плывут!» – самые безобидные версии. Правда, были и искренне интересующиеся. Остановились на сплаве  и пришвартовались к борту челна только две байдарки.

Мы не тушевались. Всем говорили: «Здравствуйте! Это – дединовский челн, мы – историческая реконструкция принесения Николы Корсунского в Рязанские земли!». Были и примеры поистине теплого участия. Так, когда мы проходили село Ратькино, нас окликнул молодой парень, расспросил. Через двадцать минут он догнал нас на лодке, передал благословение благочинного Зарайского округа отца Петра, с которым он  успел созвониться.

А еще на ночевке у Радушино, когда мы уже залезли в палатку, снаружи нас позвали. Супружеская пара из деревни, прослышав про экспедицию (откуда?),  пришла познакомиться с челном. Рассказали мы все   в красках, а гости слушали и сетовали на недостаток информации про нашу экспедицию. Так что часть задачи мы выполнили.

 

Рязанцы помнят

«Рязанская» тема представляет особый интерес. Понятно, что Зарайская земля ранее принадлежала Рязанскому княжеству. И Никола «показал» Евстафию нести его в Рязанские земли. Подмосковный город Коломна, где базируется наш турклуб «Ковчег», тоже – исконно рязанский. Мы с Володей учились в Рязани и свято чтим свою причастность к этому особенному краю.

А вот проявление исторических корней и параллелей привлекло внимание. Мы приветствовали местных жителей, а их было множество по случаю жаркой погоды и выходных по берегам. Обращались к ним: «Привет Вам, Рязанские жители!». Так вот – никто не удивился такому обращению и не возразил, дескать, «мы – подмосковные!».

Вот она, историческая память!

 

Препятствия с челнами
Препятствия с челнами

«И… раз!»

В таких вот путешествиях или крестных ходах поражаешься еще одной особенности наших людей. Она связана с бескорыстной душевной помощью доброму делу. Может выразиться в пожелании успеха или в неожиданной помощи, о чем мы упоминали раньше.

В этот раз запомнились «котлеты Петровны». Ольга Петровна – помощник батюшки отца Михаила из Рожново, обаятельная, молодая и душевная женщина. На второй день среди участников экспедиции прошел слух, что «вечером Петровна привезет котлеты!». Не то, чтобы мы были голодными – Миша старался на славу. Но вот котлеты…

Мы уже поужинали, и хорошо, под селом Спас-Дощатый. Над долиной стемнело. Дальние купола Спасо-Преображенского храма виднелись на фоне звезд. Уже внутренне смирились с жизнью без котлет. Василий даже поиграл на гуслях, прихваченных для аутентичности,  грустные мелодии.

И тут на склоне засветился фонарик Миши, который все-таки привел приехавших: Ольгу Петровну и Юлю. Они – после вечерней службы, в платьях и туфлях, да с котлетами – праздник! Мы были рады нашим знакомым благодетельницам, с которыми, к слову,  не раз сплавлялись по Осетру. Разговоры, воспоминания, планы – пора и расставаться. Такие встречи – изюминки путешествия. А котлеты? Съели на завтрак.

«И… раз!!!» – волшебный русский рабочий возглас, который объединяет самых незнакомых мужиков. При этом тяжеленный челн летает как ласточка. А в душах самих мужиков теплится тихая радость (по глазам видно!) – помогли доброму делу. Откуда это? Ведь в школах этому не учат. Пока есть «И… раз!!!», такие вот мужики – живет еще наш народ!

 

Принесли!

Мы прошли Осетр (от Берхино до Зарайска) вверх по течению за три дня, из них полностью ходовых – два. Приобрели опыт хождения на челне. По спокойной воде он идет очень уверенно и ходко. Проблемы возникают при сильном встречном ветре. Тогда деревянное суденышко теряет скорость и способность управляться с одной стороны. Как правило, при этом его «сдувает» в кусты.

Еще одна трудность – сильное встречное течение. Например, на перекатах и быстринках. Тогда приходится либо толкаться веслом как шестом, либо слезать в воду и проводить челн. Володя освоил смешанную тактику хода «толкай-греби».

Байдарочники
Байдарочники

Вместе с тем,  челн не подтекал, вода в нем появлялась либо с мокрых штанов, либо с весла. Удобно удалять воду губкой или пластиковой бутылкой, обрезанной специально под ковш.

Особенность хода против течения – можешь видеть всех, кто идет навстречу! А это – самые разные компании и суда. Запомнилась семья, которая просто по воде плыла, придерживая перед собой надувной матрас.

Завершая экспедицию, участники пришли к двум главным выводам:

  1. Идея духовных походов или крестных ходов в Зарайск – необходима. Ее нужно развивать, причем разными способами.
  2. На челнах ходить можно, а по течению – будет просто песня! Дединовский челн – устойчивый, быстрый, очень красивый и удобный. На них нужно ходить, их нужно показывать.

    группа на челнах
    группа на челнах

Один ответ

  1. Жарким летом 2016 мы решили опробовать новый (для себя) вид сплава по реке – в одних плавках и ластах. Одежду, обувь и воду положили на матрас, и отправились от Аргуновского переката до Бебихово. Полное единение с водной стихией, свобода от лодок, вёсел и прочих лишних вещей. Спас-Дощатый, Синичка и вдруг – из-за острова на стрежень, из Макаровских глубин – посреди реки стоит благообразный старец в домотканной холщовой рубахе отгребает веслом, аки древнерусский гондольер. Когда подплыли ближе, прониклись. Натуральный челн, на носу икона. Только две байдарки сопровождения заставили поверить в реальность происходящего. Разговорились. Осознали масштаб замысла – повторить путь Иконы спустя 800 лет. Как раз перед этим были в Зарайском кремле, слушали историю, как Господь заставил Николу проделать путь от Севастополя до Рязанской губернии. Благоговение и трепет, удивление и восхищение, осознание круговорота бытия, великой Русской духовности… Много раз потом рассказывали всем друзьям об этой удивительной встрече, об умельцах, сквозь столетия несущих память предков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Турклуб "Ковчег"

г. Коломна

проспект Кирова, д. 58Г, цокольный этаж