Рассказ Передерий Александра Васильевича о зимнем походе по Псковской области на новогодние праздники….
ПОХОД «ПЕШИМ-ПО-КОННОМУ”
Псковская область с 2 по 7 января 2014г.
«Как идти?»
Декабрь 2013г. …. В нашей лыжной группе, традиционно начинающей туристский сезон первого января уже шестого подряд наступающего года, царит если не сказать растерянность, то уж легкое недоумение. Пожалуйте – снега нет по всей России! В том числе и в Псковской области, куда мы собрались на этот раз.
«Телефонное» совещание вынесло решение: идем по-любому! Согласие – закономерное для группы, в истории которой и морозы под 40 градусов на маршруте, и ночевки на льду Ладоги. Однако – как же идти? Ведь решили: лыжи – не брать, но сохранить «лыжное» снаряжение. А это – палатка «Пурга», печка, саночки. Зачем саночки без лыж? Очень просто – а вдруг снег пойдет! Получилась интрига: нести нужно много, состав – ветеранский в большинстве. Егорыч (апологет ночевок с печкой), Валерий Александрович из Ростова-Великого (кудесник художественной туристской фотографии), Лариса Бурмистрова (с гитарой и песней) и я (завхоз) – представители этого большинства. Молодежь в лице Сани Салтыкова (Москва) и Димы Новикова (Чехов) – наша «тягловая» надежда. Выход был найден не совсем обычный….
«Новогодний старт»
Когда народ спрашивает: – «когда уходите?» и слышит –«1 января!», то чаще всего смотрит, мягко говоря, как на ненормальных. Что ответить? Какой новогодний стол сравнить с радостью встречи старой схоженной группы, на Ленинградском вокзале, у Ленина (памятника)? Так и получилось, правда, с некоторыми накладками. Егорыч (опора группы) в день накануне выхода из-за житейских проблем был вынужден отказаться от маршрута. А тут еще и Ленина убрали! После реконструкции вокзала ему места не нашлось… Все остальное было: объятия, эмоции, беготня и посадка в вагон и прочее.
«Куда идем?»
Специфика нашей лыжной группы – выйдя 2 января на маршрут, мы должны придти в конечную точку маршрута 6 января, накануне Рождества. Заканчиваем мы маршрут в каком-то монастыре, ночной праздничной службой. Прежде были известные обители на Валааме и Валдае, прп. Александра Свирского под Лодейным Полем. На этот раз выбран потаенный в псковских болотах и лесах. Это – Никандрова Пу̀стынь, старинная монашеская обитель. Валерий Александрович построил этот маршрут по лесам, что непросто в населенной Псковской области. Созвонились с монастырем, договорились о нашем прибытии. Также заранее порешали вопрос об обратном трансфере в Псков.
«Начало с приключениями»
Утром высадились на станции Карамышево, не доезжая Пскова. Картина «маслом» – темно, безлюдно, 7 утра. До местной «качуры», которая должна подхватить нас до ст. Вешки (места активного старта) – полтора часа. Где тут магазин? Нашли – откроется (если откроется 2 января?) через час. Зачем магазин – то? Просто, в отличие от прежнего опыта, завхоз решил закупить 95 % продуктов на месте.
В «качуру» залезли вовремя, с запасом продуктов. Также успешно и выгрузились. Картина не изменилась – темно, кушать хочется, воды и дров нет. Применили старый прием. Нужно познакомиться с местными, они помогут. Так и получилось. Отставной капитан I ранга Олег Михайлович Никандров (!!!) любезно вступил в беседу с нами. Кончилось уютным завтраком у него дома, в соседней деревушке Выставка (название такое). Спасибо ему! И пора идти. Вот когда вступило в бой наше секретное транспортное оружие!
«Пешем-по-конному»
Это – колясочки, обычные пенсионерские, на которых они возят продукты с рынка. Пластиковые саночки погрузили на колеса и – покатили… На второй переход одна такая коляска превратилась в настоящую телегу! С оглоблями и постромками, которые привязывались к рюкзаку. К этому следует добавить ежедневную процедуру «запрягания», с которой Саня справлялся успешно (он и настоящего коня обрядит благодаря своему брянскому происхождению). При этом он, как можно спокойнее, приговаривал – «стойте спокойно, Александр Васильевич!».
Тем не менее, с задачей разгрузки рюкзаков китайские тележки справились блестяще, прокатив все 45 км по разным дорогам и ни разу не сломавшись. Конечно, если не считать «диких» взглядов проезжающих мимо псковских автомобилистов…
«Печальная Псковщнна»
Идем по пустынным дорогам от деревни к деревне. 2 января – все еще гуляют? Изредка навстречу прогромыхают чуть живые «Жигули» с отвалившейся дверью, набитые пьяненькими сельчанами. Хмарь, тишина, безветрие, голые застывшие леса без снега – все напоминает середину ноября. Природа затаилась и ждет зимы? Январь… Чувство печали усиливают такие же пустынные деревни, где некоторые дома провалились крышами. Окна забиты. Храм в Мелетово XV века заперт на замок. Никого. Россия на Псковщине замерла…
К первой ночевке вблизи д. Юхново подошли под этим грустным впечатлением. Такими же были и поиски места ночевки возле протекающей неспешно речушки Мелетовки. Две пары разведчиков с большими трудами нашли приемлемое место в саду на околице Юхново. Правда, сама ночевка прошла прилично и комфортно.
«Второй день – трудовой»
Наутро с большим интересом смотрели храмы с Мелетово, венчающие приличную горку. Один из них – старинный XV века. Его узкие окна напоминают бойницы неспроста. По сведениям здесь проходила граница Новгородского и Псковского княжеств. С верха бугра, на котором раскинулось Мелетово, видна долина, на горизонте венчающаяся очередной горкой. Село на ее гребне так и называется: Гора-Каменка. Идем переход за переходом. Выясняется еще одна особенность нашего похода (в смысле пеше-конного). На лыжах ты предоставлен практически весь день самому себе. Поскольку скользишь друг за другом по лыжне и думаешь, о том, о чем в повседневной жизни не хватает времени. А тут – путешествуя рядом можно побеседовать со всеми друзьями вместе, или по отдельности.
За разговорами ушли с торной дороги на лесную, истерзанную тракторами лесозаготовителей. По замерзшим колдобинам в конце ходового дня все-таки протащили «телеги» до стоянки рядом с д. Загрязье. Почему возле жилья? Воды в лесу нет, а в ручьях она не годится в приготовление. С задачей ужина справились успешно. Система питания с предварительной заготовкой и сушкой овощей работает безотказно. На этот раз коллектив путешественников «вкушал» финский рыбный супчик «Lohikeitto». А вам приходилось?
«Вдоль большака»
Наутро третьего дня вышли на большак, идущий из Пскова на Дно. По-прежнему редкие машины объезжают как в слаломе выбоины и ямы на этой трассе. Нам они не мешают километр за километром двигаться на восток по обочине. По сторонам – топи, болота. Идем не спеша, но уверенно. Внимательно рассматриваем огромные валуны по сторонам. А вот – толстенные бревна, подтащенные и брошенные гнить на обочине. Еще одна картина дороги (опять печальная!).
После перекуса в Любовце идем по дороге вдоль села, как и обычно – пустынного. Издалека замечаем неподвижно сидящую за небольшим мостом под обрывом крупную собаку. Пока доходим до нее (а это метров 150), обсуждаем пса и его неподвижное сидение в стороне от жизни. Причина выяснилась только вблизи. Несчастный сидит подле сбитого машиной друга (подруги?). Смотреть в глаза страдальца очень тяжело. Такая тоска безнадежная!
На ночевку встаем уже на дороге, ведущей в монастырь. На опушке – в еловой роще. Много дров, воды нет. Опять с Сашей идем в деревню. Местные жители с пониманием, не проявляя лишнего интереса, щедро заливают наши каны.
«По монастырской дороге»
Утренний путь радует ровной песчаной дорогой на монастырь. Интенсивность машин увеличивается. «На Рождество в пу̀стынь?» – гадаем, разглядывая номера автомобилей. Из Питера, Москвы, Подмосковья, Новгорода – отовсюду. Большая часть транспорта – навороченные авто. Из них на наш обоз смотрят с подозрительным интересом. Никто не останавливается и не заговаривает. Чуточку в отместку разыгрываем те компании этих «важняков», которые устраивают пикники на обочине. На наше приветствие (первыми они не обращаются) и их вежливый вопрос – «Откуда, дескать, идете?» – всерьез начинаем рассказ, что идем из Архангельска и т.д. Верят!
Еще одна деревня на пути (опять Любовец) дарит встречу с местными жителями. Один из них – из Питера, организатор гребного марафона из Шлиссельбурга в Петербург по Неве. Шлюпки, лодки, байдарки – все вместе плывут! Хорошая идея!
А вот и показались шлемы монастырских храмов. Как только (минута в минуту) мы вступили на его территорию, плотные облака впервые за четыре дня непроглядной хмари разошлись. Солнце брызнуло из-за туч! Так не бывает? Бывает.
«В пустыни у преподобного Никандра»
Рассказ о пу̀стыни – отдельная тема. Восстанавливают, молятся, трудятся. Несколько окрестных святых источников мы посетили с омовением. Интересно отношение, которое проявили к нам насельники.
Отец эконом на наш вопрос – «где встать?» ответил вполне благожелательно, указав на место на краю монастырской площади, вблизи храма. Скоро наша «Пурга» дымила здесь своей печкой вполне уютно. Впоследствии некоторые из братии заглядывали к нам, с интересом разглядывая внутренности с печкой «Пошехонкой». Дрова напилили в ближайшем лесу. Трапезничать отец эконом пригласил вместе со всей братией.
После Рождественской службы 7 января пришел псковский «Соболь» и забрал нашу компанию в Псков. Там еще была пешая прогулку по городу и кремлю, тоже очень интересная.
А вот и после праздничная Москва! Фото всей группы на память – до новых маршрутов!